На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости.ru

1 773 подписчика

Какой церковный праздник сегодня, 24 августа, чтят православные христиане

Содержание

  • Церковные православные праздники 24 августа
  • Успенский пост – 11-й день
  • Евпатий Коловрат
  • Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских
  • Преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского

24 августа отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 24 августа

Успенский пост – 11-й день

Каждый год в самом конце лета у православных наступает Успенский пост – самый короткий многодневный пост года, но не менее строгий, чем Великий пост. Когда начинается Успенский пост в 2018 года, сколько длится, какого числа заканчивается, что можно кушать и по каким дням – обо всем этом читайте в нашем материале.

Успенский пост 2018 – последний из многодневных постов в церковном году и единственный пост, посвященный Богородице. Он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы и длится с 14 по 27 августа (1 по 14 августа по старому стилю).

Календарь питания на каждый день Успенского поста 2018: что можно есть в Успенский пост

Согласно церковному уставу, православным следует придерживаться следующих разрешений в период Успенского поста:

Понедельник, среда и пятница – сухоядение, разрешено принимать пищу без термической обработки, без добавления растительного масла. Запрещено есть мясо и рыбу.

Вторник и четверг – в эти дни можно употреблять обработанную (вареную, тушеную) пищу.

Суббота и воскресенье – в рацион можно добавлять растительное масло и пить немного сухого красного вина (оно считается растительным продуктом).

Евпатий Коловрат

Народный праздник Евпатий Коловрат отмечается 24 августа (11 августа по старому стилю) каждого года. В этот день в храмах чтят память мученика Евпла Катанского и былинного богатыря Евпатия Коловрата.

Другие названия праздника: Евпл, День Евпла.

Не только страшным поверьем о белом коне известен был день Евпатия Коловрата. Также в этот день, как считалось, на болотах появляются блуждающие огни, которые на самом деле являются душами убитых и утопленников.

Евпатий Коловрат – личность скорее легендарная, чем историческая. О нём мало что известно историкам, немного сохранилось и текстов – письменных и устных, в которых этот рязанский князь  упоминался.

Точная дата рождения Евпатия Коловрата неизвестна. Согласно данным некоторых источников, богатырь появился на свет около 1200 года. Эту дату принято считать годом рождения Евпатия. В одном из источников упоминалось отчество боярина — Львович. Известно также, что в наиболее ранних сказаниях герой был назван Евпатием Неистовым. Родиной витязя считают село Фролово Шиловской волости. Евпатий – уроженец Рязанской области, патриот, герой местного сопротивления времен татаро-монгольского нашествия. С ним было 17 сотен человек. Дрался богатырь настолько отважно, что когда он погиб, хан отдал уцелевшим русским воинам его тело и отпустил их, выразив тем уважение павшему храброму воину.

Священномученик Евпл являлся архидиаконом в сицилийском городе Катане. Он пострадал в 304 году за веру в Христа при императорах Диоклитиане и Максимиане. Был заключен в темницу, а затем усечен мечом.

Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских

Преподобномученики Феодор и Василий Печерские подвизались в ХI в. в Ближних пещерах Киева. Святой Феодор раздал свое богатство нищим, удалился в монастырь и поселился в варяжской пещере, соседней с пещерами преподобного Феодосия. Много лет пробыл он тут в строгом воздержании. Когда враг посеял в нем скорбь о розданном имении, святой Василий утешал его: «Прошу тебя, брат Феодор, не теряй награды; если хочешь имения, возьми все, что есть у меня». Преподобный Феодор раскаялся и сердечно полюбил преподобного Василия, вместе с которым жил в келлии.

Однажды преподобный Василий в течение трех месяцев нес послушание вне монастыря. Бес, приняв его облик, явился к преподобному Феодору и указал сокровища, когда-то сокрытые в пещере разбойниками. Инок хотел уже выйти из монастыря, чтобы купить имение и жить в миру. Но когда вернулся преподобный Василий, бесовский обман раскрылся. С тех пор преподобный Феодор стал внимательнее к себе. Чтобы в праздности не увлекаться помыслами, он поставил у себя жернов и по ночам перемалывал зерно. Так долгими и усердными подвигами он освободился от страсти сребролюбия.

До князя Мстислава Святополковича дошел слух, что инок Феодор нашел много сокровищ в пещере. Он вызвал к себе преподобного и велел указать место, где спрятаны ценности. Святой Феодор ответил князю, что и в самом деле он видел в пещере много золота и сосудов, но от соблазна он вместе с иноком Василием зарыл их, а Бог отнял у него память, где оно сокрыто. Не поверив святому, князь приказал замучить его до смерти. Святого Феодора избили так, что вся власяница его была смочена в крови, затем его повесили вниз головой, разложив под ним костер. В пьяном состоянии князь повелел истязать и святого Василия, а затем сам убил его стрелой.

Умирая, преподобномученик Василий бросил стрелу к ногам князя Мстислава и предсказал, что скоро он сам будет смертельно уязвлен ею. Пророчество исполнилось: 15 июля 1099 года на стене Владимирской крепости князь Мстислав во время междоусобной войны с Давидом Игоревичем был неожиданно сквозь отверстие доски поражен стрелой в грудь и в следующую ночь скончался. Узнав свою стрелу, князь сказал: «Умираю за преподобномучеников Василия и Феодора».

Преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского

Пре­по­доб­ный Фе­о­дор, князь Острож­ский, стя­жал сла­ву устро­е­ни­ем хра­мов и за­щи­той пра­во­сла­вия на Во­лы­ни от на­си­лий па­пиз­ма. Он про­ис­хо­дил от ро­да свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра (па­мять 15 июля) через его пра­вну­ка Свя­то­пол­ка-Ми­ха­и­ла, кня­зя Ту­ров­ско­го (1080–1093), ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го († 1113).

Пер­вый раз имя пре­по­доб­но­го кня­зя Фе­о­до­ра упо­ми­на­ет­ся под 1386 го­дом, ко­гда поль­ский ко­роль Ягел­ло и Ли­тов­ский князь Ви­то­вт утвер­ди­ли за ним на­след­ствен­ное вла­де­ние – Острож­ский округ и уве­ли­чи­ли За­слав­ским и Ко­рец­ким окру­га­ми. В 1410 го­ду пре­по­доб­ный князь Фе­о­дор участ­во­вал в раз­гро­ме ры­ца­рей ка­то­ли­че­ско­го ор­де­на под Грюн­валь­дом. В 1422 го­ду свя­той князь из-за со­чув­ствия пра­во­слав­ным в Че­хии под­дер­жал гу­си­тов в борь­бе с гер­ман­ским им­пе­ра­то­ром Си­гиз­мун­дом. (В рус­ское во­ен­ное ис­кус­ство вве­ден был свя­тым кня­зем осо­бый при­ем – гу­сит­ский строй, т. н. та­бо­ры, усво­ен­ный укра­ин­ским ка­за­че­ством.)

В 1432 го­ду, одер­жав ряд по­бед над поль­ски­ми вой­ска­ми, свя­той Фе­о­дор вы­ну­дил кня­зя Ягел­ло огра­дить за­ко­ном сво­бо­ду пра­во­сла­вия на Во­лы­ни. Князь Свид­ри­гай­ло, опа­сав­ший­ся уси­ле­ния сво­е­го со­юз­ни­ка, в 1435 го­ду за­клю­чил пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра в тем­ни­цу, но на­род, лю­бив­ший свя­то­го, под­нял мя­теж, и он был осво­бож­ден. Пре­по­доб­ный Фе­о­дор при­ми­рил­ся с обид­чи­ком и явил­ся ему на по­мощь в борь­бе с ли­тов­ско-поль­ской пар­ти­ей. В 1438 го­ду свя­той князь участ­во­вал в бит­ве с та­та­ра­ми; в 1440 го­ду по вступ­ле­нии на поль­ский пре­стол Ка­зи­ми­ра, млад­ше­го сы­на кня­зя Ягел­ло, свя­той Фе­о­дор по­лу­чил на пра­вах на­мест­ни­че­ства го­ро­да Вла­ди­мир, Дуб­но, Острог и стал об­ла­да­те­лем об­шир­ней­ших име­ний в луч­ших об­ла­стях По­до­лии и Во­лы­ни.

Все это вме­сте с кня­же­ской си­лой и сла­вой пре­по­доб­ный Фе­о­дор оста­вил, по­сту­пив по­сле 1441 го­да в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, где, при­няв мо­на­ше­ство с име­нем Феодо­сий, под­ви­зал­ся для спа­се­ния сво­ей ду­ши до са­мо­го пре­став­ле­ния к Бо­гу. Год пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра неиз­ве­стен, но не под­ле­жит со­мне­нию, что он скон­чал­ся во вто­рой по­ло­вине ХV ве­ка в глу­бо­кой ста­ро­сти (С.М. Со­ло­вьев в «Истории Рос­сии» счи­тал го­дом его кон­чи­ны 1483). По­гре­бен пре­по­доб­ный в Даль­них пе­ще­рах пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия (па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных от­цов Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста).

Про­слав­ле­ние, оче­вид­но, бы­ло в кон­це ХVI ве­ка, так как в 1638 го­ду иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­но­фий­ский сви­де­тель­ство­вал, что «пре­по­доб­ный Фе­о­дор от­кры­то по­чи­ва­ет в Фе­о­до­си­е­вой пе­ще­ре в це­лом те­ле».

Ссылка на первоисточник
наверх