
Содержание
- Церковные православные праздники 24 августа
- Успенский пост – 11-й день
- Евпатий Коловрат
- Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских
- Преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского
24 августа отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.Церковные православные праздники 24 августа
Успенский пост – 11-й день
Каждый год в самом конце лета у православных наступает Успенский пост – самый короткий многодневный пост года, но не менее строгий, чем Великий пост. Когда начинается Успенский пост в 2018 года, сколько длится, какого числа заканчивается, что можно кушать и по каким дням – обо всем этом читайте в нашем материале.
Успенский пост 2018 – последний из многодневных постов в церковном году и единственный пост, посвященный Богородице. Он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы и длится с 14 по 27 августа (1 по 14 августа по старому стилю).
Календарь питания на каждый день Успенского поста 2018: что можно есть в Успенский пост
Согласно церковному уставу, православным следует придерживаться следующих разрешений в период Успенского поста:
Понедельник, среда и пятница – сухоядение, разрешено принимать пищу без термической обработки, без добавления растительного масла. Запрещено есть мясо и рыбу.
Вторник и четверг – в эти дни можно употреблять обработанную (вареную, тушеную) пищу.
Суббота и воскресенье – в рацион можно добавлять растительное масло и пить немного сухого красного вина (оно считается растительным продуктом).
Евпатий Коловрат
Народный праздник Евпатий Коловрат отмечается 24 августа (11 августа по старому стилю) каждого года. В этот день в храмах чтят память мученика Евпла Катанского и былинного богатыря Евпатия Коловрата.
Другие названия праздника: Евпл, День Евпла.
Не только страшным поверьем о белом коне известен был день Евпатия Коловрата. Также в этот день, как считалось, на болотах появляются блуждающие огни, которые на самом деле являются душами убитых и утопленников.
Евпатий Коловрат – личность скорее легендарная, чем историческая. О нём мало что известно историкам, немного сохранилось и текстов – письменных и устных, в которых этот рязанский князь упоминался.
Точная дата рождения Евпатия Коловрата неизвестна. Согласно данным некоторых источников, богатырь появился на свет около 1200 года. Эту дату принято считать годом рождения Евпатия. В одном из источников упоминалось отчество боярина — Львович. Известно также, что в наиболее ранних сказаниях герой был назван Евпатием Неистовым. Родиной витязя считают село Фролово Шиловской волости. Евпатий – уроженец Рязанской области, патриот, герой местного сопротивления времен татаро-монгольского нашествия. С ним было 17 сотен человек. Дрался богатырь настолько отважно, что когда он погиб, хан отдал уцелевшим русским воинам его тело и отпустил их, выразив тем уважение павшему храброму воину.
Священномученик Евпл являлся архидиаконом в сицилийском городе Катане. Он пострадал в 304 году за веру в Христа при императорах Диоклитиане и Максимиане. Был заключен в темницу, а затем усечен мечом.
Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских
Преподобномученики Феодор и Василий Печерские подвизались в ХI в. в Ближних пещерах Киева. Святой Феодор раздал свое богатство нищим, удалился в монастырь и поселился в варяжской пещере, соседней с пещерами преподобного Феодосия. Много лет пробыл он тут в строгом воздержании. Когда враг посеял в нем скорбь о розданном имении, святой Василий утешал его: «Прошу тебя, брат Феодор, не теряй награды; если хочешь имения, возьми все, что есть у меня». Преподобный Феодор раскаялся и сердечно полюбил преподобного Василия, вместе с которым жил в келлии.
Однажды преподобный Василий в течение трех месяцев нес послушание вне монастыря. Бес, приняв его облик, явился к преподобному Феодору и указал сокровища, когда-то сокрытые в пещере разбойниками. Инок хотел уже выйти из монастыря, чтобы купить имение и жить в миру. Но когда вернулся преподобный Василий, бесовский обман раскрылся. С тех пор преподобный Феодор стал внимательнее к себе. Чтобы в праздности не увлекаться помыслами, он поставил у себя жернов и по ночам перемалывал зерно. Так долгими и усердными подвигами он освободился от страсти сребролюбия.
До князя Мстислава Святополковича дошел слух, что инок Феодор нашел много сокровищ в пещере. Он вызвал к себе преподобного и велел указать место, где спрятаны ценности. Святой Феодор ответил князю, что и в самом деле он видел в пещере много золота и сосудов, но от соблазна он вместе с иноком Василием зарыл их, а Бог отнял у него память, где оно сокрыто. Не поверив святому, князь приказал замучить его до смерти. Святого Феодора избили так, что вся власяница его была смочена в крови, затем его повесили вниз головой, разложив под ним костер. В пьяном состоянии князь повелел истязать и святого Василия, а затем сам убил его стрелой.
Умирая, преподобномученик Василий бросил стрелу к ногам князя Мстислава и предсказал, что скоро он сам будет смертельно уязвлен ею. Пророчество исполнилось: 15 июля 1099 года на стене Владимирской крепости князь Мстислав во время междоусобной войны с Давидом Игоревичем был неожиданно сквозь отверстие доски поражен стрелой в грудь и в следующую ночь скончался. Узнав свою стрелу, князь сказал: «Умираю за преподобномучеников Василия и Феодора».
Преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского
Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15 июля) через его правнука Святополка-Михаила, князя Туровского (1080–1093), великого князя Киевского († 1113).
Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и Литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием – гуситский строй, т. н. таборы, усвоенный украинским казачеством.)
В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж, и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни.
Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине ХV века в глубокой старости (С.М. Соловьев в «Истории России» считал годом его кончины 1483). Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа).
Прославление, очевидно, было в конце ХVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальнофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле».