На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)
Историческое путешествие на родину русского флота, о которой мало кто знает
Перед поездкой в Ивановскую губернию, готовясь к решающему броску в искомые земли, я решил проехаться по уже давно знакомому Егорьевскому району Московской области.
Тут же недалеко находятся такие красивые и старинные русские города, как Зарайск, Коломна, Луховицы и Кашира, про которые я уже рассказывал в одном из своих материалов.
На этот раз навигатор повел меня не привычным путем — через городок Белоомут и его паромную переправу на Оке, — а через Луховицы, поселок Дединово и его паромную переправу. Там пришлось застрять надолго.
Паром, когда я подъехал, только отошел на ту сторону, потом долго забирал машины и людей обратно, долго шел в нашу сторону и долго грузился. А потом ожидал луховицкого автобуса, который привозил с работы жителей Дединова и окрестных сел, в итоге продержав меня лишние полтора часа на переправе.
Дединово известно с XV века, было дворцовым селом, доставлявшим рыбу на «обиход» государя.
Помянув разными нехорошими словами «Яндекс» за предоставленные услуги и пару раз закипев, словно раздутый сапогом самовар, на середине величественной Оки я успокоился и увидел километрах в пяти от парома очень красивую церковь. Сфотографировал, выложил в Instagram с подписью «Вот, занесла нелегкая в какое-то Дединово».
А в Instagram отвечают: «Дядя, ты историю-то учил? «Какое-то Дединово!» В этом «каком-то» вообще-то построили первый русский военный корабль «Орел», еще при царе Алексее Михайловиче Тишайшем!»
Село Дединово встретило меня той самой церковью, которую я смутно углядел с парома. Впервые Троицкая церковь упоминается в книгах в 1647 году. Это настоящий памятник русской культуры и истории, построенный на средства дединовского купца Никиты Шустова.
Храм строила та же бригада каменщиков, которая годами ранее возвела знаменитую Солотчанскую обитель в Рязанской области. Село Дединово известно с XV века, хотя местные краеведы утверждают, что существовало оно с XIII—XIV вв.еков. Это было государево село, что выражалось в соответствующих знаках на Троицком храме.
Расцвету Дединово обязано, как это ни странно, Смутному времени. До него место славилось богатыми пастбищами и лугами, с которых выкашивали тысячи тонн сена, да бурлацким промыслом. С давних пор здесь строили струги и лодки, чинили поломанные суда. В Смутное время Дединово стало местом строительства деревянных судов для поставок хлеба в осажденную Москву по Оке.
Во времена правления Михаила Федоровича Романова, с 1613 по 1645 год, село по причине удобного речного расположения стало центром постройки судов для перевозки хлеба со всех окрестных земель, богатых пшеницей и плодородными почвами: Луховиц, Рязани, Ловцов, Белого омута (ныне Белоомут), Зарайска и Коломны.
К началу правления Тишайшего, отца будущего Петра Первого, Дединово уже становится мощным судостроительным местом с хорошо налаженной инфраструктурой. В 1669 году по приказу Алексея Михайловича рядом с тем местом, где располагается ныне Троицкий собор — на высоком и красивом берегу Оки, — поставили новые стапели и возвели корабль нового типа — европейского.
«Орел» был 22-пушечным парусным судном и не походил на обычные боевые русские ладьи, барки и струги. Говорить, что Дединово — родина первого русского корабля, не совсем верно: русские испокон веков воевали на кораблях, торговали и путешествовали вплавь. Это родина первого русского корабля западного типа, так правильнее!
Судьба занесла меня в это местечко не просто так, раз открылась такая история. «Нет, это Господь тебя сюда привел», — сказала мне бабушка, будто ждавшая меня у входа в храм. Встретила с теплой улыбкой, молитвой, открыла все двери старинного храма, показала алтари в основном храме и приделах. С гордостью провела в помещение воскресной школы.
Рассказала историю села и церквей. Показала на речку Ройку, которая прямо под стенами церкви впадает в Оку: царь-батюшка распорядился вырыть целую речку под «Орла», ибо оказался он необычайно огромен. Так и провели целую протоку для спуска судна на воду.
«Орел» прожил недолгую жизнь. Его строили, чтобы охранять царские грузы, направляемые в Астрахань и Каспийское море. Спустя два года корабль был захвачен молодцами Стеньки Разина. По одной версии, судно сожгли, по другой — отогнали в протоку, посадили на мель неграмотные ушкуйники, так и угробив творение царя Алексея.
Кстати, впервые на «Орле», все в том же Дединове, подняли первый русский триколор. Именно с «Орла» голландский скульптор Герман ван Боллес сделал кораблик на шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Кто-нибудь знал об этом? И это все было рождено в нынешнем тихом и сонном селе в глуши Луховицкого района, до которого добраться, хоть и стоит оно в недалеком Подмосковье, не так и просто!
Нынешнее Дединово — большое и добротное село с массой достопримечательностей. Помимо храма и места заложения первого военного корабля России, здесь стоит памятник «Орлу», есть соответствующее историческому месту военное училище. Природные памятники Дединова — это речка Ройка, которая превращена в небольшой канал для прогулок. А также, собственно, Ока, в этом месте широкая, красивая и величественная. В Дединове есть еще две церкви. Воскресенский собор давно находится в состоянии вялотекущего ремонта, а вот на другой стороне реки через паромную переправу можно добраться до действующей и облагороженной Казанской церкви. Еще здесь есть очень интересный краеведческий музей, в котором вам расскажут обо всех исторических вехах старинного села.
Но самой главной достопримечательностью Дединово, несомненно, является набережная Оки. Она находится на очень высоком берегу и особенно хороша тем, что на всем ее протяжении стоят не просто частные дома, а жилые постройки XIX и начала XX веков. Крепкие, ухоженные, с красивыми резными наличниками, они, кажется, помнят еще славные и богатые дореволюционные времена. Попадаются здесь и покосившиеся домики, и вычурные новорусские дачи москвичей, но на протяжении двух километров можно прогуливаться, изучая русскую историю. Дома XIX и даже XVIII веков сохранились и в центре села, кое-где виднеются остовы купеческих усадеб.
Все это придает заурядному на первый взгляд селению неповторимый шарм. Наслаждаясь видами Оки, чистым воздухом и старинными домиками, понимаешь, насколько мало мы знаем о своей истории. Еще раз убеждаешься, что каждый русский город или небольшое селение, если покопаться и отбросить нанесенную бытовую шелуху, хранит в себе много культурных ценностей и исторических артефактов.